ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 20 ноября, ИАА Территория ДВ. Телефонное мошенничество известно давно – оно возникло вскоре после массового распространения домашних телефонов, а с появлением телефонов сотовой связи, случаи мошенничества множатся с каждым годом. О схемах телефонного мошенничества о том, как не попасться на удочку злоумышленников, корреспонденту ИАА Территория ДВ рассказал оперуполномоченный УМВД РФ по Камчатскому краю, майор полиции Павел Мигалин.
– Здравствуйте, Павел. Расскажите, как злоумышленники узнают номера телефонов потенциальных жертв?
– СМС-сообщение – это мошенничество «вслепую», такие сообщения рассылаются в надежде на доверчивого получателя сотнями и тысячами. Телефонный звонок взволнованного человека позволяет преступнику им манипулировать, оказывая на него психологическое давление.
– Каковы мотивы поступков людей, переводящих деньги неизвестно кому?
В организации телефонных махинаций участвуют злоумышленники, хорошо знающие психологию людей. Они чаще всего используют присущие каждому человеку страхи, желания:
– беспокойство за родных и близких;
– беспокойство за свои сбережения;
– желание получить что-то или, напротив, продать по выгодной цене, получить выигрыш, компенсацию.
– Если сравнивать количество жертв телефонных мошенничеств, обратившихся в полицию в прошлом году и в этом, как обстоят дела?
– В прошлом году камчатцы обогатили телефонных мошенников на общую сумму 5 миллионов 645 тысяч рублей, в этом наши земляки лишились уже более 10 миллионов, а ведь год еще не закончился. Цифры говорят сами за себя – количество обращений в полицию возросло. В этом году выросло число мошенничеств, связанных ни с смс-рассылкой, а интернет-объявлениями (купля-продажа). Такая тенденция сохраняется второй год. Наши земляки стали меньше верить смс, типа: «Ваша карта заблокирована», «Платеж осуществлен» и т.п., но с какой-то беспечностью доверяют абсолютно незнакомым людям, обещающим купить у них что-либо или продать, номера своих банковских карт, отправляют подтверждающие коды.Кроме того, они вносят предоплату или оплачивают полную стоимость товара, который даже не видели, переводя деньги на счета лже-продавцов. Крайне редко наши земляки теперь верят, что выиграли приз, не поучаствовав ни в каких лотереях, но охотно соглашаются получить денежную компенсацию за купленные когда-то медикаменты, БАДы, и заплатить налог за эту компенсацию (здесь чаще всего пострадавшими становятся пожилые граждане). Чтобы получить какую-либо компенсацию гражданин должен обратиться в суд, если Вы туда не обращались, запомните – Вам звонят аферисты.
– Какую профилактическую работу проводит полиция?
– Мы с Вами, беседуя сегодня, как раз используем один из методов: занимаемся информированием граждан.
Кроме того, что сотрудники правоохранительных органов рассказывают о таких преступлениях в СМИ, мы подключили к этой работе общественников: воспитанников полицейских классов, добровольцев, членов общественных советов при территориальных органах, они раздают памятки, распространяют их в торговых точках, на местах работы и обучения. На крупные предприятия, в администрации, другие учреждения были направлены информационные письма, с просьбой провести с сотрудниками информационно-профилактическую работу направляют письма. Несколько повторных писем были направлены на те предприятия, работники которых стали жертвами преступлений. К профилактике таких преступлений подключились работники пенсионного фонда, участковые беседуют с людьми, живущими на территории их обслуживания, а инспекторы по делам несовершеннолетних рассказывают о подобных преступлениях на классных часах и родительских собраниях.
Я, например, заметил, что в свою очередь, представители журналистского сообщества уже не только предупреждают жителей Камчатки о телефонных аферистах, но и случается, посмеиваются над теми, кто продолжает верить, что получит приз, разблокирует банковскую карту, спасет сына от тюрьмы или найдет хорошую высокооплачиваемую работу, положив деньги на телефон нового работодателя.
– Если потерпевший уже перевел средства, то как он может заблокировать свои средства, и
– Заблокировать перевод возможно, но лишь в течение непродолжительного времени, пока злоумышленники не сняли деньги, чаще всего это происходит в течение часа. Для этого камчатцам необходимо обратиться в службу техподдержки банка или прийти в отделение банка и заблокировать перевод.
-Часто ли происходят такие случаи, когда камчатцам удается заблокировать денежные средства?
– Такие случаи у нас на Камчатке имеют место, но они единичны. В ноябре текущего года, женщина из Вилючинска, сообщив незнакомцу реквизиты своей банковской карты, осознала, что с ее счета спишут деньги, буквально в течение нескольких минут позвонила в службу техподдержки банка (телефон указан на самой карте) и приостановила денежную операцию, благодаря чему сохранила свои сбережения.
– Ситуация с телефонными мошенничествами так печальна только в нашем регионе?
– Нет, такие преступления регистрируются во всех регионах нашей страны.
– Чтобы Вы лично, посоветовали камчатцам?
– Пусть жители полуострова представят проблему в масштабах страны и задумаются о «зарплатах» мошенников! И помнят, что пока, как говорят в народе, есть спрос, будут и предложения. Чем больше будет легковерных граждан, тем больше аферистов будут мечтать заработать легкие деньги, даже не выходя из дома.
Виктория, в свою очередь мне бы хотелось задать вопросы Вашим читателям.
1.Слышали ли они о телефонных мошенниках?
2.Получали ли лично смс-сообщения или звонки от телефонных аферистов?
3.Если да, то, каким образом преступники их пытались обмануть?
4.Попались ли Вы на уловки преступников и обратились и в полицию?
5.Как бы ещеони посоветовали бороться с такого рода преступлениями?
Честно говоря, ответ на последний вопрос меня интересует больше всего. Возможно, вместе мы сможем найти какие-то новые способы обезопасить камчатцев от подобного рода преступных посягательств.
ИАА Территория ДВ благодарит за содействие пресс-службу УМВД по Камчатскому краю.