МАГАДАН, ИАА Территория ДВ. В Северо-Восточном государственном университете (СВГУ) стартовала II Всероссийская научно-практическая конференция «Университеты России в диалоге со Временем», которая приурочена к 55-летию главного вуза региона и продолжает I региональный инновационный форум. Перед коллективом СВГУ и студентами выступил и.о. ректора Роман Корсун. Он отметил, что ответственность университета за научное моделирование и прогнозирование, за научную теорию и практику повышается на фоне перманентных модернизационных процессов в системе российского образования, не всегда идущих на пользу самой системе и не учитывающих региональную специфику.
«Университетам Дальнего Востока приходится выполнять общую социально-образовательную и научную миссию в сложных экономических и демографических условиях. Тем важнее совместная работа по концентрации и обобщению нашего опыта, формулировки предложений к органам государственной власти всех уровней. В свою очередь регионы и власти ждут от университета локомотивной работы не только в системе образования в субъектах, но и активного участия в определении инновационной стратегии, реализации жизненно-важных проектов, нацеленных на развитие конкретных регионов», – пояснил Роман Корсун.
По его словам, для Колымы университет-это один из демографических стабилизаторов, выполняющий важнейший социальный заказ в удовлетворении потребностей в трудовых ресурсах, развитии региональной науки, воспитании молодежи. Начиная с обучения на подготовительных курсах «Одаренные дети» университет во многом способствует сохранению человеческого и интеллектуального потенциала области. Разнообразные программы, профессиональная переподготовка, сертификация трудовых мигрантов и иностранцев-то далеко не полное образовательное научное поле, которое сформировалось за десятилетия работы вуза.
В свою очередь губернатор Магаданской области Владимир Печеный, который также выступил перед широкой аудиторией, пояснил, что российское государство сегодня ориентировано на восток. Азиатско-Тихоокеанский регион – генератор интеграционных процессов. Для стран АТР характерна стратегия повышенных требований к качеству обучения и подготовке кадров. В основе «азиатского экономического чуда» лежит ряд факторов. И первый среди них, как отметил Владимир Печеный, это – развитая система высшего образования. Практически треть выпускников средней школы Республики Корея ежегодно поступает в университеты. Более 30% молодых тайваньцев – студенты университетов. Каждый третий иностранный студент в мире — выходец из стран АТР.
«Закономерно, что правительство страны делает ставку на интенсивное инновационное развитие Дальнего Востока, и высшая школа играет в нем стратегическую роль. В диалоге со Временем Университет должен найти достойный ответ глобализации науки и образования, обеспечению стратегической безопасности страны, возросшей конкуренции на рынке труда, услуг и товаров, стремительному развитию технологий», – сказал глава территории.
Владимир Печеный уверен – чтобы интегрироваться в глобальную экономику знаний, вузу предстоит сформировать принципиально новую образовательную среду, которая будет максимально удовлетворять заказ работодателей и общества на подготовку кадров и исследований для территории, внедрение новых технологий в производство и социальную сферу, а также гарантировать их качество. Как сказал губернатор, среди непременных требований, предъявляемых сегодня к высшей школе: универсальность высшего образования, информационная обеспеченность и открытость, доступность и конкурентоспособность.
«В эти дни у каждого будет возможность познакомиться с научно-исследовательской деятельностью преподавателей, аспирантов и студентов СВГУ, инновационными наработками, участием представителей вуза в программе «УМНИК», нашем традиционном Инновационном молодежном форуме «Наука и молодежь как факторы становления инновационной экономики, региональных научных конференциях аспирантов, соискателей и молодых исследователей «Идеи, гипотезы, поиск…», конкурсе молодежных предпринимательских бизнес-проектов. Представляет интерес практика СВГУ по решению кейсов в области горного дела, геологоразведки и строительства», – добавил губернатор.
По его словам, магаданский университет, без преувеличения, – уникальное учреждение. Его педагоги и студенты были инициаторами Кирилло-Мефодьевских чтений в Магадане, организовали Центр славянской письменности и культуры. На базе университета регулярно проходит тотальный диктант по русскому языку, а в этом году состоялся и первый Всероссийский географический диктант, в котором. К слову, участвовал и глава территории.
Научно-практическая конференция «Университеты России в диалоге со Временем» завершится в пятницу, 20 ноября. За три дня студенты за круглым столом обсудят такие темы, как «университеты в современном образовательном пространстве», обсудят вопросы интеграции науки и образования. Кроме того, будут представлены статьи, представляющие динамику инновационной активности предприятий Колымы.
Интересно и исследование филолога, талантливого педагога, профессора кафедры русской филологии и журналистики Елены Гоголевой. На конференции она расскажет о метрических книгах охотоморских церквей Х1Х- начала ХХ в.в. как источнике лингвокраеведческой информации. Объектом рассмотрения послужили записи в метрических книгах селений Ола и Тауйск на рубеже Х1Х- начала ХХ в. , которые позволили получить представление о формировании региональной системы этнонимов и, на основании этого, об этническом составе жителей этих селений, а также об особенностях социального положения жителей, родовых и родственных связях коренного и пришлого населения.
Заслуживает внимания и тема Ангелины Ротар об обеспечении права потерпевшего на доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба по уголовным делам публичного обвинения. Как заметила автор, вопрос о необходимости совершенствования статуса потерпевшего, усиления гарантий обеспечения доступа к правосудию и компенсация причиненного ущерба, периодически становится предметом обсуждения, в том числе, на законодательном уровне, однако поправки, внесенные в УПК РФ за последние годы, носят фрагментарный характер, не разрешают отмененных проблем, препятствующих эффективному обеспечению прав и законных интересов потерпевших.