МАГАДАН. 11 июня, ИАА Территория ДВ. С царицей наук колымские школяры явно не в ладах. Как сообщили ИАА Территория ДВ в министерстве образования по Магаданской области, 34,9 процентов девятиклассников региона основной государственный экзамен по математике сдали на двойки. Надежды оправдали только три школы Ольского района, во всех остальных, даже самых престижных гимназиях и лицеях, хоть один «неуд» да есть. В некоторых школах области в двоечниках и вовсе оказалась добрая половина от всех державших итоговые испытания.
Безмерно усложнили задачу нынешним выпускникам новые критерии оценок. Если раньше на экзамене по математике разрешалось выбрать один из модулей (реальная математика, алгебра, геометрия), то сейчас обязательны все три. И по каждому выставляется балл. Не преодолел школяр минимальный порог хотя бы по одному модулю, значит, экзамен завалил, пусть даже набрал в совокупности более 8 проходных баллов. «Очень сложный экзамен был по математике, – считает директор гимназии № 24 г. Магадана Татьяна Ильяшенко, – у нас получили двойки дети, которые набрали и 12, и 14 баллов, но им не хватило одного балла по алгебре или геометрии. Эти критерии, я считаю, вообще неразумны, – оценивать работы нужно по совокупному баллу».
Что интересно, в этом году органам образования дано было право совокупный балл определять самостоятельно, при этом Рособрнадзор рекомендовал сделать выбор в пользу 8 баллов. Магаданская область, в отличие от ряда других регионов, этой рекомендации последовала. «Если говорить о Дальневосточном федеральном округе, то некоторые регионы снизили совокупный балл, – говорит начальник отдела общего образования Министерства образования и молодежной политики Магаданской области Ирина Горностаева, – но это не есть хорошо, потому что таким образом мы снижаем планку». Хотя и на Дальнем востоке школьники знаниями по математике тоже не особо блеснули – там двоечников где 27 процентов, а где и сходно с Колымой – все 35.
Конечно, будь у нас планка пониже, плюс к этому, не будь в этом году столь жестких критериев, двоек на Колыме было бы поменьше. Но очевидно и то, что дело не только в критериях. «Школьники не смогли выполнить даже простейшие арифметические действия, – констатирует Ирина Горностаева, – не справились с заданиями на десятичные дроби, с линейными уравнениями».
Иные девятиклассники, например, сосчитали: 2×9=6, 7+5=25. Вполне вероятно, сказалось волнение, совершенно естественное на экзамене само по себе, и тем более объяснимое, когда тебя сверлят десятки чужих глаз и видеокамер (злостных преступников, пожалуй, так не досматривают, как наших детей на экзаменах). Но только на волнение массовые неуды не спишешь. Печально, но факт: на протяжении лет школьники региона показывают слабый уровень знаний по математике. В этом году даже ребята, кто занимается в областном центре при СВГУ «Одаренные дети», не смогли преодолеть региональный этап Всероссийской олимпиады. Неслучайно на математику был сделан сильный упор в 2014-2015 учебном году.
«Усилия прикладываются немалые, а результаты никакие, – признает руководитель магаданского городского методического объединения учителей математики Надежда Дортгольц. – Может, дети такие пошли, что не способны усваивать материал?»
На этой «версии» учителя региона стоят, кажется, единым фронтом. «Честно говоря, дети сейчас слабенькие, по здоровью в том числе, – размышляет зам. директора по УВР школы № 15 г. Магадана Елена Михайлова, – уровень восприятия учебного материала ухудшается. Почему так происходит, трудно сказать. Это комплексная, многогранная проблема. Дети сейчас все в гаджетах, у них другие ценности в жизни, им не интересно учиться».
В министерстве возражают: нежелание учиться не может рассматриваться как основная причина неудач. Значит, нужно думать, анализировать, искать пути выхода. Между тем с великим и могучим тоже не все мы справились – экзамен по русскому языку «завалили» девять процентов девятых классов. Может, хоть 11-классники знаниями порадуют?