Камчатка заинтересована в развитии Северного морского пути

Louis-St-Laurent1ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 7 мая, ИАА Территория ДВ. Заседание рабочей группы по развитию Северного морского пути прошло в Москве под председательством управляющего директора ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Дениса Аскинадзе. Участники заседания обсудили вопросы перевозки рыбопродукции с Дальнего Востока в центральную часть страны по Северному морскому пути, сообщили ИАА Территория ДВ в пресс-службе краевого правительства.

По оценке научно-исследовательского отделения промысловых прогнозов, информационных технологий и океанографии ТИНРО-Центра, вклад Дальневосточного бассейна в общий вылов водных биоресурсов в российских водах составляет до 78%. При этом основные промысловые запасы Дальневосточного региона концентрируются в пределах Камчатского края (2 млн тонн допустимых уловов или более 65% запасов). Рыбохозяйственный комплекс региона обладает большим потенциалом для увеличения поставок рыбопродукции на российский рынок. Однако этот процесс сдерживает неразвитая транспортно-логистическая инфраструктура.

В ходе заседания генеральный директор АО «Корпорация развития Камчатского края» Николай Пегин представил проект логистической инфраструктуры для поддержки рыболовецкой отрасли Дальнего Востока. По его мнению, существенную роль при организации поставок дальневосточной рыбопродукции в центральные регионы страны сыграет введение транспортной линии «Петропавловск-Камчатский – Мурманск», соединяющей Дальний Восток и европейскую часть России, и выстраивание логистической инфраструктуры на этом маршруте.

«Необходимость в формировании этой транспортной линии назрела давно, а существующая сегодня потребность насыщения российского потребительского рынка рыбой с Дальнего Востока, особенно в процессе импортозамещения, становится дополнительным стимулом для активизации этой работы», – сообщил Николай Пегин. По его словам, одним из важнейших аспектов формирования транспортной линии Петропавловск-Камчатский – Мурманск является наличие потенциального объема грузов, которые было бы возможно перераспределить с существующих транспортных потоков через Северный морской путь. Суммарная суточная мощность 190 рыбоперерабатывающих заводов Камчатского края составляет более 12 тыс. тонн мороженой продукции, 1200 туб консервов, емкости для хранения мороженой продукции составляют более 130 тыс. тонн. В 2014 году предприятиями края произведено 819,95 тыс. тонн рыбо- и морепродукции, из них порядка 250 тыс. тонн было произведено на берегу.

«Как минимум восемь крупных предприятий Камчатского края заявляют о готовности наращивать объемы поставок на внутренний рынок, в том числе в центральные регионы РФ», –  отметил Николай Пегин. Он добавил, что в случае увеличения грузооборота, необходимо создавать дополнительные портовые и складские мощности, включая холодильные терминалы в базовых портах транспортной линии – Петропавловске-Камчатском и Мурманске.

«В сентябре прошлого года уже были сделаны первые шаги в этом направлении – подписано Соглашение между Губернатором Камчатского края Владимиром Илюхиным, ФГУП «Росморпорт» и ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт» о сотрудничестве при реализации проекта по строительству контейнерного терминала-хаба в морском порту Петропавловск-Камчатский, ориентированного на перевалку грузов из Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Северному морскому пути. По существующим планам, уже в ближайшее время планируется увеличение мощностей в порту Петропавловска-Камчатского», – сказал Николай Пегин.

По мнению управляющего директора ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Дениса Аскинадзе, развитие Северного морского пути позволит значительно сократить транспортные расходы.

«Если полностью разгрузить транссибирскую магистраль, то общий объем поставки может составить порядка 1 млн. тонн. Стоимость доставки рыбной продукции по железной дороге составляет 13 000 руб. за тонну. При доставке продукции по Северному морскому пути стоимость может составлять порядка 9 000 руб. за тонну. Причем сроки доставки будут заметно сокращены.  На сегодняшний день всего лишь 35% рыбы из Дальневосточного региона оказывается в других  районах России, но вопрос не только в транспортировке, но и в ценах. Недостатки железнодорожных перевозок могут стать достоинствами перевозок по Северному морскому пути», – отметил Денис Аскинадзе.

В том, что развитие Северного морского пути выгодно и необходимо, уверены и компании, занимающиеся перевозками. По мнению представителей компании FESCO, перевозка грузов, в том числе и рыбной продукции, через Северный морской путь гораздо дешевле и конкурентоспособнее перевозок по Транссибирской магистрали. Поддерживают проект развития СМП и в компании «Тчуди Шиппинг». Ранее, в 2010 году   суда этой компании впервые использовали Северный морской путь для перевозки железной руды. «Предполагаю, что не менее 200 000 тонн рыбы можно транспортировать с российского Дальнего востока в центральную часть России, делая 25-50 рейсов в течение года, при этом с помощью Северного морского пути можно экономить около 25$ с тонны груза», – сказал менеджер проектов компании «Тчуди Шиппинг» Хендрик Фалк.

По мнению Николая Пегина, проект организации транспортной линии через Северный морской путь несет в себе риски для коммерческих структур. Поэтому первым шагом должно быть проведение комплексной исследовательской работы в данном направлении.