Алкоголиков на Колыме стало меньше, но аборигены спиваются

www.13min.ru
www.13min.ru

МАГАДАН, 10 июля, ИАА Территория ДВ. Магаданцы, кажется, почувствовали вкус к трезвой жизни – за последние шесть лет  количество горожан с диагнозом «алкоголизм» сократилось в 2,5 раза. Если в 2008 году на учете состояло 5648 человек, то в 2014 году осталось уже 2314. Снизились за счет города и показатели в целом по региону – с 9226 до 4479 человек. Об этом корреспонденту ИАА Территория ДВ рассказала главный врач магаданского областного наркологического диспансера Галина Ткаченко.

Кто-то, конечно, покинул Колыму навсегда, кто-то сгинул в пьяном угаре, но кого-то реально удалось наставить на путь трезвости лечебными методами, не зря же наркологи едят свой хлеб. Не зря, наверное, и государство вкладывает в исцеление больных алкоголизмом немалые деньги – один только койко-день в наркологии обходится казне в 4700 тысяч рублей. «Отрезвление пошло, это очевидно, – считает Галина Ткаченко. – Самый объективный показатель – динамика алкогольных психозов, а их стало меньше почти на треть: 184 в 2014 году против 419 в 2008-м».

Но как бы ни трезвел Магадан, область по-прежнему пьет больше всех в стране. «Самый высокий уровень алкоголизма – на Чукотке, на втором месте Магаданская область, за нами следуют Камчатка и Сахалин», – констатирует Галина Ткаченко.

Что же за проклятие довлеет над Крайним Северо-Востоком? Корень зол наркологи видят в алкоголизации национальных сел – высокие показатели, что «портят» нам статистику, дают именно местные аборигены. В Магаданской области особое неблагополучие царит в Ольском и Северо-Эвенском районах, где проживает большая часть коренных народностей.

«В развитии алкоголизма играют роль такие факторы как наследственность и социальная среда, – продолжает мысль Галина Ткаченко, – а также доступность и обилие спиртных напитков. В национальных селах эти факторы проявляются особенно ярко. У аборигенов в организме отсутствует фермент, расщепляющий алкоголь, поэтому, если европейскому человеку, чтобы сформировалась зависимость, надо злоупотреблять два года, то аборигенам достаточно пары месяцев. Питейные традиции в их среде сложились издавна, отношение к этому более терпимое. Еще алкоголь сегодня легко купить – населения у нас мало, а водки много».

Иными словами, наследственный фактор в национальных селах помножен на фактор неблагополучной среды – в объятия зеленого змия людей толкают крайняя бедность, безработица, оторванность от вековых обычаев. А водки в селах, как, впрочем, и в городе, действительно много. «Ассортимент продуктов питания в магазинах очень скуден и очень дорог, – поведал ИАА Территория ДВ главный врач районной больницы в поселке Эвенск Леонид Васильев, – буханка магаданского хлеба стоит 100 рублей, кило гречки – 125-140 рублей. Зато спиртных напитков – большое разнообразие и по доступной цене. Жизнь у нас трудная, и каждый год Северо-Эвенский район покидает до ста человек».

Ухудшает алкогольную статистику и тот факт, что в Магаданской области нет частных наркологических клиник и реабилитационных центров. Зависимые просто вынуждены обращаться в единственный на всю область диспансер, где ведется учет большинства пациентов. Анонимное лечение, при котором на учет не ставят, весьма дорого, тратятся на него единицы. Да и «скорая», и полиция, подбирая пьяных бомжей на улицах (на материке, где вечная теплынь, их вряд ли и подбирают), везут их не куда-нибудь, но именно сюда. В общем, выявляемость и регистрируемость больных на Колыме высокая, отсюда и высокие цифры.

Большие надежды наркологи возлагают на строительство в Магадане Реабилитационного центра для больных алкоголизмом, где после лечения в диспансере с ними будет работать психолог, перестраивая их сознание на трезвую и здоровую жизнь. Возвести такой центр должны в 2016 году.

Вообще же, считают наркологи, скоро на первое место выйдет не алкогольная – компьютерная зависимость. Уже сейчас есть люди, сутками и безотрывно просиживающие перед компьютером, и ряды их множатся. Сегодня эта форма зависимости только набирает обороты, но завтра у не все шансы потеснить алкоголизм. И голова о том уже не у наркологов будет болеть – забот прибавится психиатрам.