Политолог: идея свободного порта Владивосток требует детальной проработки

Политолог: идея свободного порта Владивосток требует детальной проработки
Политолог: идея свободного порта Владивосток требует детальной проработки

В Приморском крае идут бурные общественные дебаты относительно идеи о предоставлении Владивостоку статуса свободного порта, впервые озвученной Президентом России Владимиром Путиным в его прошлогоднем Послании Федеральному Собранию.
Мы попросили прокомментировать эту идею Петра Ханаса, политического консультанта, директора Дальневосточного консалтингового центра:

«Надо сказать, что данный вопрос имеет достаточно долгую историю и требует детальной проработки. Вместе с тем, уже сейчас можно говорить об общем дизайне free-port применительно к столице Приморского края.

Как известно, свободная экономическая зона в виде порто-франко во Владивостоке в свое время существовала. Однако, порто-франко и свободный порт Владивосток – разные вещи. На самом деле, в XIX веке режим порто-франко действовал почти на всём российском Дальнем Востоке. В то время не было таможен, не было производства – поэтому ввели таможенный и льготный налоговый режим на импорт. Фактически дешевые товары привлекали население на Дальний Восток и являлись механизмом, сдерживающим отток населения. Но режим порто-франко совершенно не способствовал развитию местного производства.
В нынешнем российском законодательстве понятие свободного порта отсутствует. Значит, необходим рамочный закон. Вероятно, будет так же, как с ТОРами: закон приняли не только для ДФО, а для всей России. Если модель окажется успешной – ТОРы смогут появиться в любой точке страны. В основе свободного порта должна лежать идея экспортно-ориентированной экономики. На мой взгляд, свободный порт Владивосток должен существовать в виде «Большого порта Владивосток».
В идеале – это акватория от Посьета до Находки. В этой связи от ТОРа в Зарубино лучше отказаться – правовые режимы разных экономических зон не могут совпадать. Целесообразнее распространить на Зарубино действие режима свободного порта. Таким образом, мы сохраним транспортный коридор «Приморье-2» в рамках деятельности free port Владивосток.
По-хорошему, эта зона должна представлять собой единую агломерацию. В этой связи разумным звучит предложение мэра Владивостока Игоря Пушкарёва включить в состав Владивостокской агломерации и Хасанский район. Тогда акватория Владивостокской агломерация почти совпадёт с границами «Большого порта Владивосток». А территориально к free port отнести и международный аэропорт «Владивосток», расположенный в Артёме. В перспективе вся эта свободная торговая зона может стать трансграничной. При этом свободный порт Владивосток должен существовать, как модель комплексной свободной экономической зоны, имеющей многофункциональный характер.
Стоит рассмотреть и вопрос о зонировании свободного порта. В первом приближении «Большой порт Владивосток» может включать в себя собственно торговый порт Владивосток, остров Русский (технико-внедренческая зона), акваторию порта и территорию пгт. Славянка, акваторию и территорию пгт. Зарубино. Каждую из названных зон следует в большей степени сориентировать на «свой» вид деятельности. Необходимо помнить и о международной конкуренции. Для свободного порта нужны таможенный и налоговый режимы, которые были бы не хуже, чем в таких экономических центрах АТР, таких, как Сингапур и Гонконг. Иначе ни китайцы, ни корейцы сюда не пойдут».