МАГАДАН, 25 апреля, ИАА Территория ДВ. В поселке Эвенск стартовал экологический проект «Помидорро». Он объединил воспитанников школы-интерната, учеников средней школы и даже малышей детского сада.18 апреля все дружно посеяли семена томатов. Планируется, что первый урожай ребята соберут уже в августе. Для выращивания этой культуры с капризным характером в условиях вечной мерзлоты установят теплицу, которая будет отапливаться и освещаться. Организаторы проекта-компания «Полиметалл» и администрация Северо-Эвенского городского округа.
Помидоры растут на деревьях
11-летней Кристине Хоянто-воспитаннице школы-интерната требуется время, чтобы распознать в алом томате – помидор.
Вопрос «а как он растет?» вызывает еще больше затруднений… «На деревьях», предполагает девочка.
«Цель экологического проекта «Помидорро» – предоставить все возможности для выращивания овощей в Эвенске, – рассказывает Татьяна Клименко- начальник отдела экологии Омолонской золоторудной компании,- Сегодня в Эвенской школе-интернате живут 35 детей, из них 30 являются представителями коренных малочисленных народов Севера. Большинство учеников к выпуску из школы имеют представление об окружающем мире, но не все дети выезжали за пределы тундры, некоторые видели, как растут огурцы и помидоры только на страницах учебника.
Построив для детей современную теплицу, мы хотим, чтобы дети получали удовольствие от результатов собственного труда, от работы с землей. Важно дать этим детям удочку, а не рыбу».
Проект «Помидорро» уникален еще и потому, что реализуется в самом отдаленном округе Магаданской области. Почвенно-климатические условия Эвенска нельзя назвать идеальными для выращивания томатов. Выходец из субтропических стран, помидор любит обилие солнца и тепла, сухость воздуха. Поэтому при реализации проекта применили научный подход уже на этапе отборы почвы. Та, что будет использоваться в теплице, пройдет несколько видов исследований – на токсичность (определения наличия тяжелых металлов), на радиоактивность, на плодородие. Отобранные пробы почвы уже отправлены в Центр гигиены и эпидемиологии и станцию агрохимслужбы.
«Многоступенчатый анализ почвы поможет нам определить оптимальное количество и состав удобрений, поскольку «перекармливать» растения опасно, – могут накопиться нитраты, – пояснила Татьяна Клименко – начальник отдела экологии «Омолонской ЗРК», – Нам очень важно знать, что в этой почве содержится, поскольку выращенную продукцию будут есть дети».
Выращено в Эвенске
Участниками проекта смогут стать все дети Эвенска. В экологическую работу уже активно включились воспитанники школы-интерната и даже юные натуралисты детского сада. Право посеять семена томата первыми получили победители экологического конкурса поделок из бросового материала – Даша Эквинова, Милана Огнисян, Надя Ханина и Глеб Карамышев. Этот конкурс проходил в апреле при поддержке компании “Полиметалл”. Своими руками ребята посадили семена томатов, огурцов и кабачков. Семечки «именные», каждое-подписано. Организаторы проекта планируют поощрять самых активных овощеводов и тех, кому удастся вырастить самый богатый урожай.
«Данный проект реализуется в рамках нашей корпоративной программы «Здоровая среда-дело каждого». Уже три года она работает в Хабаровском крае, там оказывается системная помощь ребятам их экологических отрядов, – рассказывает Татьяна Клименко,- мы решили начать с Эвенска, во-первых, учли его изолированность и отдаленность, во –вторых, активность юных экологов. В прошлом году мы провели несколько экологических мероприятий и были удивлены тому, с каким азартом и «жадностью» ребята участвовали во всех мероприятиях: конкурсе поделок из бросового материала, высадке семян огурцов, проекте «Барахолка», проходившего в рамках субботника. С учетом того, что в Эвенске мало развлечений для детей, мы рассчитываем, что теплица даст им возможность с пользой проводить время, свободное от учебы».
Строительство теплицы уже началось. Она будет смонтирована на территории школы -интерната, хотя стать участником проекта может каждый ребенок Эвенск. Уже в мае планируется, что ребята высадят в теплицу рассаду и начнут ухаживать за своим огородом.
«Все организаторы проекта верят, что такая своеобразная трудотерапия позволит ребятам научиться работе на земле, и после школы они будут иметь хотя бы начальные представление об аграрном хозяйстве, – рассказывает Екатерина Осокина – заместитель директора по воспитательной работе школы-интерната, и, возможно, кому-то занятия в теплице помогут сделать выбор своего дальнейшего жизненного пути».