Станут ли красоты Камчатки доступнее?

Станут ли красоты Камчатки доступнее?
Станут ли красоты Камчатки доступнее?

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ, 17 марта, ИАА Территория ДВ. Директор Кроноцкого заповедника Тихон Шпиленок представил стратегию развития туризма в Кроноцком заповеднике, Южно-Камчатском заказнике и на сопредельных территориях на 2015-2020 года, сообщает корреспондент ИАА Территория ДВ.

Тихон Шпиленок отметил, что сохранение заповедной территории невозможно без демонстрации уникальных природных объектов общественности. Поэтому в задачи администрации заповедника входит не только сохранение и изучение природного комплекса, но и развитие познавательного туризма.
«Мы за развитие познавательного туризма. Когда туристы уезжают с территории, мы надеемся, что они становятся сторонниками сохранения природы. Для того чтобы оказывать услуги на мировом уровне, необходимо создавать соответствующую инфраструктуру», – сказал руководитель Кроноцкого заповедника.
Он напомнил, что в 70-е годы, когда на полуострове действовал Всесоюзный маршрут, пешком до Долины гейзеров ежегодно отправлялось более трех тысяч человек. Огромные канавы, где пролегал маршрут, остались до сих пор, некоторые туристы откалывали кусочки гейзериты, вытаптывали тропы, впоследствии данный маршрут был закрыт. В 90-е годы прошлого столетия была создана система настильных троп, смотровых площадок, которая применяется во всем мире, туристов начали доставлять на вертолетах.
Основной недостаток вертолетных экскурсий – это их дороговизна. Так, стоимость экскурсии в Долину гейзеров в туристическом сезоне 2014 года составила около 33 тыс. руб. с человека, причем львиная доля цены приходится на услуги вертолета.
По мнению специалистов, ситуацию может переломить развитие легкомоторной авиации. Согласно расчетам, стоимость доставки самолетов на 50-77% ниже в сравнении с доставкой вертолетом. Кроме этого, частичная замена вертолетов на такие самолеты, как Cessna-208, Quest Kodiak, Twin Otter 400 и Л-410 УВП-Е20 позволит снизить негативное воздействие на природные комплексы. В сравнении с вертолетами такие самолеты потребляют в 6 раз меньше топлива и, соответственно, производят в 6 раз меньше вредных выбросов в атмосферу, их шумовой фон в 10 раз ниже, а вибрации практически отсутствуют.
В качестве примера Тихон Шпиленок привел заповедные территории в США, Канаде, Бразилии, где развита легкомоторная авиации, а доставку вертолетом выбирают туристы с достатком выше среднего.
Ввиду того, что на Камчатке предполагается реализация ТОСЭР «Камчатка» на базе туристско-рекреационной площадки, коллектив заповедника подготовил ряд предложений, позволяющих интегрировать деятельность и территорию заповедника в экономику края и программу по развитию туризма.
Развитие инфраструктуры предполагается в трех районах заповедной территории: бухта Ольга, Курильское озеро и Узон-Гейзерный район.
В бухте Ольга планируется построить плавучий пирс, смотровые вышки, гостевые дома, сопутствующие инфраструктурные объекты. В акватории бухты мигрирует большое количество китов, по оценке ученых, порядка 60 единиц. Появление пирса позволить наладить транспортное сообщение между краевым центом и бухтой Ольга. Так, небольшое круизное судно доберется из краевого центра до места назначения за сутки. Пассажирам круизников могут предложить наблюдения за китами, маршруты для наблюдения за морскими млекопитающими, птицами, медведями, экскурсии к горячим источникам.
В Узон-Гейзерном районе планируется построить небольшую грунтовую взлетно-посадочную полосу длиной около километра и шириной порядка 30 м. Именно строительство данного объекта и будет самой сложной частью проекта.
Как рассказал Тихон Шпиленок, в конце июня – начале июля, специалисты приступят к реализации технического и экономического обоснования. Предполагается, что полоса будет располагаться в непосредственной близости к кальдере. Такое расположение полосы позволит перераспределить туристские потоки и снизить рекреационную нагрузку на Долину гейзеров. Помимо полосы также будут построены несколько гостевых домов, смотровые площадки и настильные тропы.
По словам руководителя заповедника, уже есть договоренность с одним из крупнейших перевозчиков полуострова, который заинтересован в развитии легкомоторной авиации и готов приобрести ряд самолетов для выполнения данных экскурсий.
На Курильском озере на кордонах Травяной и Озерной планируется построить несколько гостевых домов разной степени комфортности, провести историческую реконструкцию стоянки коренных народов, оборудовать обзорный комплекс на базе рыбоучетного заграждения.
На вопрос о потенциальных инвесторах Тихон Шпиленок объяснил, что согласно действующему законодательству, инвестором на заповедной территории вправе выступать только государство, также территория заповедника не может быть включена в число территорий опережающего развития. А вот сопредельные территории могут стать площадками для потенциальных инвесторов.
Так, заповедник предлагает включить поселок Озерновский на юге, граничащий с Курильским озером, и территорию бывшего поселка Жупаново на севере включить в территорию опережающего социально-экономического развития.
«Например, рыбодобывающие компании могут заниматься развитием гостиничного бизнеса в районе поселка Озерновский, потому что туристам, которые приезжают на Курильское озеро, негде разместиться, если они прилетают рейсовой авиацией. Если туристы будут задерживаться в поселке, то они будут оставлять там свои средства, и, тем самым, вкладывать в экономику микрорегиона. 
 
Что касается бывшего поселка Жупаново, в свое время именно оттуда начинался Всесоюзный туристический маршрут. В небольшом радиусе поселка есть ряд уникальных мест – Карымский вулкан, река Жупанова, вулкан Малый Семячик. Эту территорию необходимо включить в ТОСЭР «Камчатка». И создав необходимые условия, предложить инвесторам начать реализацию. Заповедник готов выступить консультантом и оператором многочисленных стыковок», – уточнил директор заповедника.
В соответствии с предварительными расчетами, общее количество посетителей Кроноцкого заповедника вырастет до 25 тыс. человек, а посетителей Южно-Камчатского заказника – до 9 тыс. человек, общее число туристов составит около 34 тыс. человек.
На вопрос корреспондента ИАА Территория ДВ окончательны ли эти цифры, Тихон Шпиленок ответил «Если будет создана соответствующая инфраструктура, то по оценке ученых Кроноцкого заповедника, без нанесения вреда природному комплексу мы сможем максимально принимать это число человек. При этом никто не отменял мониторинг отслеживания рекреационных нагрузок. Если возникнет резкое ухудшение ситуации, например, начнет деградировать растительность, мы будем принимать меры: либо мы сделаем настил для посетителей, либо сократим число туристов. Это процесс двусторонний, если спрос будет расти, и нагрузки не будет, то мы готовы увеличить число посетителей». 
Для сравнения директор заповедника привел цифры 2014 года: в ушедшем году Кроноцкий заповедник посетило около 4 тыс. человек, Южно-Камчатский заказник – 1,6 тыс. человек. Воплотятся ли грандиозные планы заповедника в жизнь, покажет жизнь.
Источник изображения: фото Игоря Шпиленка