Александр Сухаренко: Порто-франко во Владивостоке может помешать криминал

Порто-франко во Владивостоке может помешать криминал
Порто-франко во Владивостоке может помешать криминал

В декабре 2014 года Президент РФ в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию указал на необходимость создания во Владивостоке свободного порта в рамках реализации стратегии развития Дальнего Востока (1) . За короткий период времени Минвостокразвитием была проделана внушительная работа, в результате которой был подготовлен проект федерального закона «О свободном порте Владивостока».

Согласно тексту законопроекта, под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим законом, иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской и иной деятельности. В границы Свободного порта включаются территории следующих муниципальных образований Приморского края: Артемовского и Владивостокского городского округа, Надеждинского, Шкотовского Партизанского, Пограничного и Хасанского районов. Свободный порт создается на 70 лет. Срок его существования может быть продлен законом.

Проектом предполагается создание в свободном порту Владивосток 4 специализированные территории: портовой; промышленной, которая должна обеспечить переход от экспортно-сырьевого типа развития экономики к инновационному типу; научно-внедренческой, направленной на разработку технологий и коммерциализацию их результатов; туристско-рекреационной, создаваемой для развития туристической инфраструктуры. Финансировать инфраструктуру этих территорий предлагается в основном за счет внебюджетных источников, бюджетов Приморского края и муниципалитетов, включенных в свободный порт Владивосток, а также с применением различных форм государственно-частного партнерства.

Для создания благоприятных условий, развития транспортной инфраструктуры, привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, туризма и повышения качества жизни для резидентов установят меры поддержки. Среди них льготные арендные ставки на недвижимость, приоритетное подключение к объектам инфраструктуры, освобождение налогов на имущество организаций и земельного налога, льготы по федеральным налогам, предоставление специального налогового режима, пониженные тарифы страховых взносов и применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

Преференции свободного порта распространяются на резидентов, которыми могут быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Резидентами свободного порта не могут быть организации, имеющие статус участника регионального инвестиционного проекта (рис. 1).(2)
Несмотря на столь благоприятный прогноз развития Владивостокской агломерации, существует ряд серьезных рисков, могущих повлиять на реализацию рассматриваемого проекта. Помимо существующих транспортно-инфраструктурных и кадровых проблем, нельзя не учитывать и криминально-коррупционные риски. По данным МВД России, в Приморском крае сохраняется самый высокий уровень (коэффициент) преступности в Дальневосточном федеральном округе (2,5 тыс. преступлений на 100 тыс. населения). О волнообразной динамике регистрации и невысокой раскрываемости преступлений можно судить по таблице 1. Наряду с этим Приморье лидирует по количеству выявляемых экономических преступлений, включая злоупотребления должностными полномочиями и взяточничества.(3)
ris2
Рассматривая идею создания Свободного порта Владивосток, нельзя не учитывать и высокую степень криминализации внешнеэкономической деятельности. По данным Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), в 2014 году было возбуждено 213 (в 2013 году – 148) уголовных дел, в том числе 9 – по фактам невозвращения из-за границы денежных средств (ст. 193 УК РФ) в размере 772,6 млн. рублей; 69 – по фактам уклонения от таможенных платежей (ст. 194 УК РФ) на общую сумму 374,2 млн. рублей (значительное количество таких преступлений было совершено при ввозе автотранспорта и товаров народного потребления); 18 – по фактам незаконного перевода валюты (ст. 193.1 УК РФ) на общую сумму 381,2 млн. рублей; 9 – по фактам контрабанды валюты (ст. 200.1 УК РФ) на общую сумму в пересчете на рубли 28,7 млн. рублей, 5 – по фактам незаконного образования юридического лица (ст. 173.1 УК РФ), из них 4 – в отношении групп лиц по предварительному сговору.
По фактам контрабанды стратегически важных товаров (ст. 226.1 УК РФ) было возбуждено 50 уголовных дел общей стоимостью 208,5 млн. рублей, что втрое больше показателя 2013 года. Предметами преступления по делам данной категории были лесоматериалы (22 у/д – 49,3 млн.), мясопродукция (12 у/д – 45,2 млн.), водные биоресурсы (5 у/д – 82,6 млн.), а также нефрит, пушнина, нефтепродукция, янтарь, дикорастущий женьшень, каменный уголь и краснокнижный лишайник. (4)
Помимо этого в прошлом году таможенными органами было выявлено и признано контрафактными 647,3 тыс. (2013 год – 1,9 млн.) единиц продукции (ЕКП) при установленном контрольном значении не менее 460 тыс., возбуждено 245 (в 2013 году – 221) административных дел по ч. 1 ст. 7.12 и ч. 1 ст. 14.10 КоАП РФ. В результате этого были приняты решения о привлечении к административной ответственности по 231 (156) делу данной категории, назначено наказаний в виде штрафа на общую сумму более 7,7 млн (более 3,4 млн) рублей. (5)

Серьезную озабоченность вызывает и коррупция в таможенной сфере. Так, в прошлом году службами по противодействию коррупции ДВТУ по подследственности было направлено 50 (в 2013 году – 61) материалов с признаками преступлений, в том числе 17 (19) – коррупционного характера. По результатам их рассмотрения следственными органами было возбуждено 38 (34) уголовных дел, в том числе 22 (18) дела коррупционного характера: 10 (8) – в отношении должностных лиц таможенных органов, 8 (9) – в отношении взяткодателей, 4 (1) – в отношении должностных лиц коммерческих организаций. (6)

Как показывает практика, большая часть выявленных преступлений связана со стремлением предпринимателей сэкономить на таможенных платежах для приобретения ценового преимущества перед другими участниками внешнеэкономической деятельности, попытками избежать ответственности за выявленные нарушения таможенного законодательства. В 2013 году из 26 (в 2012 году – 9) случаев информирования о попытках склонения к совершению коррупционных правонарушений, в том числе о попытках дачи взяток по ДВТУ 10 касались Владивостокской таможни. (7)
Несмотря на это, по-прежнему встречаются и случаи вымогательства взяток. Так, в октябре 2014 года Приморский краевой суд оставил в силе приговор Первореченского райсуда, признавшего бывшего начальника таможенного поста «Морской порт Владивосток» В. Костырина виновным в вымогательстве взятки в размере 60 тыс. долларов у одного из участников внешнеэкономической деятельности за возможность беспрепятственно перемещать товары через границу. Бывший таможенник был приговорен к 10 годам колонии строгого режима со штрафом в 700 тыс. рублей. (8)
Таким образом, решая вопрос о создании Свободного порта Владивосток, органам власти всех уровней необходимо консолидироваться в целях минимизации криминально-коррупционных рисков, которые могут снизить макроэкономический эффект от реализации данного проекта.
——————————————–
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
1 Послание Президента России Федеральному Собранию. // http://kremlin.ru/news/47173 (Дата обращения 28.03.2015 г.) 

2  Законопроект о свободном порте Владивосток подготовлен для общественного обсуждения. // ИТАР-ТАСС. 04.03.2015 

3 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ. // http://www.crimestat.ru/regions_chart_total (Дата обращения 28.03.2015 г.) 

4 Итоги правоохранительной деятельности таможен Дальневосточного региона за 2014 год. // http://dvtu.customs.ru/ (Дата обращения 28.03.2015 г.) 

5 Дальневосточные таможенники подвели итоги работы в 2014 году. // http://www.alta.ru/dvtu_news/34208 (Дата обращения 28.03.2015 г.) 

6 Там же. 

7 Владивостокская таможня устраняет коррупционные риски. // газета «АиФ-Приморье». 26.03.2014. 

8 Чернышев А. Подтвержден приговор экс-начальнику таможенного поста во Владивостоке. // Коммерсант. 09.10.2014.
А.Н. Сухаренко,
директор АНО «Центр изучения новых вызовов и угроз
национальной безопасности РФ» (г. Владивосток)