Игорь Польченко: Мы вместе должны строить мир, которому люди хотят принадлежать

Обсуждение законопроекта свободного порта во Владивостоке в последние недели на всех уровнях власти идет практически нон-стоп. К нему привлечены юристы, экономисты, региональные и местные органы власти, бизнес. В состав экспертного совета включены представители приморских компаний, которые в силу своей профессиональной деятельности знают, как подобная практика применяется в сопредельных государствах – Сингапур, Китай, Южная Корея. О том, как идет процесс обсуждения, какие преимущества получит приморский регион, рассказал член рабочей группы, президент ГК «Транзит–ДВ» Игорь Польченко, сообщает журнал «Дальневосточный капитал».

– Игорь Александрович, я знаю, вы давно мечтаете о том, чтобы Владивосток стал похож на Сингапур. Инициатива создания режима “свободного порта Владивосток” дает ощущение, что движемся в эту сторону?

– Да, действительно, наша миссия “Сингапур на Дальнем Востоке”. Вы хотите спросить, есть ли за разговорами дело? Есть. Работа над проектом закона идет очень интенсивно, нередко дискуссии уходят в частности, их предстоит разрешить множество, но главное – все очевиднее становится общее понимание того, к чему мы должны прийти. Этот закон нужен России и Приморью как глоток свежего воздуха.

Чтобы Россия могла успешно развиваться, она должна стать конкурентоспособной в АТР. Для этого необходимо на Дальнем Востоке создать условия ведения бизнеса, понятные для наших соседей, соответствующие международным правилам и стандартам. Без этого нам не выскочить из экономического болота. “Свободный порт” – это как раз та самая возможность.

Нужно понимать, речь не идет о стивидорном бизнесе, “свободный порт” – это понятие и система, которая существует в мире столетия. К примеру, Гамбург еще в 17 веке смог получить мощное развитие именно благодаря режиму “свободного порта”. Такая страница была и в истории Владивостока. Но главные преимущества такого режима продемонстрировали в прошлом веке наши соседи. Так развивался Сингапур, Шанхай, Гонконг.

В первую очередь – это свободное развитие акватории и прилегающих территорий. Мы морская держава. При этом российская доля в мировом контейнерном обороте составляет всего 1%. Хотя потенциал – огромный: в мире 90% всех товаров доставляется морским транспортом, при этом в контейнерах – порядка 60%.

Нам необходимо сосредоточиться на том, чтобы максимально включить “Большой порт Владивосток” в систему мировых транспортных коридоров.

Под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, включая морские порты, в пределах которой прибывшие на нее товары рассматриваются, в том, что касается импортных пошлин и налогов, как товары, находящиеся за пределами таможенной территории, и на которой в соответствии с федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки.

СПВ – это, прежде всего, особый режим, который должен быть установлен на отдельной части территории/акватории. Сейчас в границы свободного порта Владивосток включаются следующие морские порты Приморского края: морской порт Владивосток, морской порт Зарубино, морской порт Посьет, морской порт Находка. В том числе земельные участки и искусственно созданные земельные участки в границах морского порта, объекты инфраструктуры морского порта, акватории морских портов и подходы к морским портам, а также участки континентального шельфа.

Режим “свободного порта” открывает возможности и меры государственной поддержки, которые предоставляются всем лицам, осуществляющим не запрещенную законодательством РФ предпринимательскую и иную деятельность на территории порта, зарегистрированным в статусе резидентов свободного порта Владивосток.

Чтобы это “проросло”, необходимо выработать правила, понятные существующему и потенциальному бизнесу, инвесторам, которые захотят воспользоваться таким режимом для создания здесь новых производств.

Основным базовым принципом, по примеру Гонконга, является применение “единого налога” – доходы минус расходы. Сейчас обсуждается ставка в 10%. При этом все налоги должны остаться в бюджете региона, а бизнес освобождается от бесконечных плановых и внеплановых проверок, но вводится обязательный аудит по международным стандартам.

– Какие правила производства в “свободном порту”?

– Предприниматель, в том числе иностранный, может привозить на территорию оборудование и материалы, создавать производство и экспортировать произведенный товар без пошлины. В случае если в себестоимости продукции 40% российского участия, она может выводиться на внутренний рынок. Сейчас обсуждаются подобные условия. Но это уже более частные вопросы – сейчас важно выстроить саму систему режима.

– Знаете, может быть, это тоже частности, но у нас свои СНИПы стандарты и прочая. Вряд ли они устроят иностранных производителей.

– Главным образом речь идет о создании новых производств и компаний, сложнее встраивать существующие. Очень важно принять международные стандарты в разных сферах – от промышленной до социальной.

Нам просто необходимо переходить на международные правила и в деловом обороте. Те же японцы, казалось бы, закрытая страна, но они принимают документооборот на английском – языке международного общения и не требуют перевода документов на японский.

– Помимо таможенных, какие преференции, на ваш взгляд, должен предусмотреть закон о свободном порте?

– Поскольку мы сами уже не одно десятилетие в этой отрасли и отлично знаем, как она работает в других портах, где есть свободный режим, то в этом блоке наша компания предлагает обширный комплекс мер.

Поскольку свободный порт Владивосток должен объединить целый ряд портов Приморского края, то необходимо создать единый исполнительный орган – наблюдательный совет “Свободный порт Владивосток”.

Важно, чтобы суда, заходящие в морские порты, включенные в территорию свободного порта Владивосток и проходящие через них транзитом, были освобождены от оплаты всех портовых сборов, кроме лоцманского сбора, вне зависимости от вида плавания и типа судна.

Также мы внесли в закон статьи об особенностях осуществления таможенного транзита. Важно, чтобы грузы, перевозимые транзитом по территории свободного и через территорию Российской Федерации между обособленными территориями свободного порта, освобождаются от таможенной пошлины. Все транзитные грузы освобождались от таможенного досмотра. А транзитные грузы и транспортные средства, перевозящие транзитные грузы, не подлежащие помещению на склады временного хранения и иные места, являлись зонами таможенного контроля. При этом транзитные грузы перевозятся по единому транспортному документу, форма и порядок заполнения которого утверждается уполномоченным федеральным органом.

Для транзитной составляющей свободного порта Владивосток предстоит, помимо закона, принять целый ряд нормативных документов, которые позволят запустить не гипотетические, а уже хорошо проработанные вместе с зарубежными партнерами проекты. Это международный транспортный коридор “Приморье-2”, запуск контейнерного маршрута “Северо-восток Китая – юг Приморья – южный Китай”.

Если будут реализованы базовые идеи закона о “Свободном порте” Владивосток, то развитие получат большое количество бизнесов, а значит, и сама территория.

Все флаги мира в наших портах – это создание логистического кластера: отправка международных грузов транзитом через Россию в Европу, Азию, Южную и Северную Америку. Это и внутренняя логистика – склады общего назначения, СВХ, экспресс-доставка. Появляются новые возможности для местного малого и среднего бизнеса, продукция которого получит дополнительный спрос. Именно так это происходило у наших соседей и в итоге обеспечивало иное качество жизни местного населения.

Свободный порт Владивосток – возможность торговать со странами АТР с территории РФ. Будет востребовано все, что касается судоремонта, судового снабжения. В эту систему логично вписываются и проекты, которые уже не первый год реализует ГК “Транзит-ДВ”. Это построение “бункерного супермаркета”, “рейдовых перегрузочных комплексов”.

Важно и то, что Россия планирует развитие Севморпути: Владивосток – знаковая точка на этом маршруте, следующая опорная территория – Петропавловск-Камчатский. Если мы создадим в этих портах конкурентные условия для обслуживания судов, то у нас много шансов завернуть к нашим берегам мировые транспортные пути.

– На ваш взгляд, как быстро может быть принят закон о “свободном порте”? У приморского бизнеса немало сомнений, что этот проект станет реальностью. Слишком много замков мы уже строили на песке.
– Конечно, закон представляется авангардным, но иначе нельзя.

Нам пора перестать с завистью смотреть на то, как развиваются соседи, а браться и делать, самим меняться, менять отношение мира к России.

Минвостокразвития ведет сегодня интенсивную работу по созданию закона, обсуждая его проект с большим количеством экспертов как российских, так и зарубежных.

Я вижу личную заинтересованность министра по развитию Дальнего Востока Александра Галушки. Он, честно скажу, заражает своей энергией. А тем, кто сомневается, скажу: “Вы даже не представляете, как нам повезло. Мы можем оказаться в нужное время в нужном месте”. Поэтому мы вместе должны “строить мир, которому люди хотят принадлежать”. Эта миссия должна стать не только миссией группы компании “Транзит-ДВ”, но и каждого жителя России.